Значение правильной осанки: Значение правильной осанки

Автор: | 07.05.1978

Содержание

Значение правильной осанки

Занятие проводится в виде конференции. Ученикам заранее даются темы докладов. Группы учащихся получают задания. На мероприятие приглашаются медицинский работник школы, учитель физкультуры, старосты младших классов.

Цель: сформировать у школьников представление об осанке и ее значение в жизни человека.

Вводное слово учителя физкультуры

Можно иметь превосходное телосложение, хорошие ростовые и весовые показатели, но если при этом не уметь все это правильно «расположить» в себе, то вы начнете терять здоровье; достаточно просто принять неправильную осанку – сгорбиться, ссутулиться, искривить позвоночник. Около половины учащихся нашей школы и страны в целом страдают этим заболеванием, но серьезно к этому относится лишь небольшое количество детей.

Количество подростков с искривлением осанки не уменьшается, а с каждым годом только увеличивается. Почему же так происходит?

Цель занятия: Привлечь внимание наших сверстников к проблеме неправильной осанки и показать большую значимость осанки для здоровья человека.

1 ученик (ведущий). В нашем организме все взаимосвязано. Часто случается, так, что несоблюдение элементарных вещей приводит к ухудшению здоровья. Можно иметь превосходное телосложение, хорошие ростовые и весовые показатели, но если при этом не уметь все это правильно «расположить» в себе, то вы начнете терять здоровье; достаточно просто принять неправильную осанку – сгорбиться, ссутулиться, искривить позвоночник.

Давайте дадим определение «осанке» и поговорим о значение осанки для здоровья.

Осанка это естественная и привычная поза человека, свободно и непринужденно стоящего с сомкнутыми пятками и разведенными носками стоп на угол 45-50 градусов.

2 ученик (врач) Значение осанки для здоровья.

Неправильная осанка приводит к целому ряду серьезных заболеваний и самое главное к болезням позвоночника и корешков спинного мозга. Больные корешки спинного мозга приводят к ухудшению работы органов, которыми они управляют.

Нарушения осанки возникают чаще всего в период полового созревания ребенка. Для девочек этот период наступает в 13-15 лет, для юношей в 14-16 лет, а так же в периоды бурного роста, когда ребенок может за лето вырасти на 6-8 см. В это время особенно внимательно нужно следить за тем, чтобы ребенок не спал на мягкой мебели, не стоял на одной ноге( согнув вторую в колене), необходимо правильно располагать туловище во время сидения и равномерно давать нагрузку на позвоночник (не носить в одной руке тяжести). Эти рекомендации относятся не только к детям, но и взрослым людям.

Дефекты осанки приводят к нарушению работы всех внутренних органов. Люди с неправильной осанкой имеют уменьшенную экскурсию грудной клетки, диафрагмы, меньший объем легких и нарушении функций дыхания. Это негативно влияет на сердечно сосудистую и дыхательную систему, уменьшает возможную физическую нагрузку на организм (например становится трудно подняться на 7 этаж). Слабые мышцы живота и согнутое положение тела, могут послужить причиной нарушения пищеварения и зашлаковке организма, снижению иммунитета, головным болям, быстрой утомляемости.

Те, кто не имеют естественного прогиба в спине, подвергают свой мозг постоянным микротравмам, которые возникают во время ходьбы бега. При нарушенной осанке ослабляются мышцы, понижается физическая работоспособность. Это может привести к грыжам в области живота и малого таза.

Здоровая осанка позволяет организму взаимодействовать с энергетическими потоками идущими от Земли и Космоса.

3 ученик (врач педиатр)

Объяснять значение правильной осанки лучше всего с детства. Именно тогда заложить фундамент крепкого здоровья на долгие годы и развить навыки правильной осанки проще всего. У детей 9-11 лет подвижность и эластичность позвоночника выше, чем у взрослых. Это имеет как преимущества, так и недостатки в виде нестабильности позвоночника. Осанка похожа на кусок мягкой глины, из которой можно вылепить что угодно, как проблемы в виде нарушений осанки, так и предмет гордости своим чадом. Угадайте, кто является скульптором?

Настроение и эмоции тоже играют свою роль в правильной осанке.

Ведь сложно себе представить веселого и уверенного в себе человека сгорбленным, впрочем как и наоборот, когда чувствуешь себя подавленным, все валится из рук, трудно держать голову прямо и держаться ровно. У такого человека признаки правильной осанки тают на глазах. Когда все классно и хочешь петь, легко держать осанку, но что делать, когда все идет не так, как хочешь, поражение идет одно за другим и опускание головы вошло в привычку?

Ответ прост, постепенно развить новую привычку. Если чувствуете, что сегодня не ваш день, то просто поделайте упражнения некоторое время, и вы увидите, вместе с напряжениями в теле уйдут и «напряжения в голове» и настроение понемногу станет лучше. У меня, к примеру, выполнение упражнений настолько стало частью жизни, что, если и найду повод не сделать, то потом плохо чувствую себя весь день. Поэтому я прислушиваюсь к своему организму и даю ему то, что он хочет. Чего и вам желаю.

4 ученик

Прежде чем приступить к нашей работе, мы вместе с медицинским работником нашей школы — Константиновой Л. П. просмотрели медицинские карточки учащихся 1-8 классов и пришли к выводу, что многие дети страдают этим заболеванием. Подробные результаты представлены в приложении 1

.

Мы провели опрос среди учащихся 3-х классов и 7-х классов по следующим вопросам:

— Что дает человеку правильная осанка?

— Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать ее?

— Какие профессии человека невозможны без красивой осанки?

— Почему искривляется позвоночник у детей?

— Как часто учитель напоминает вам об осанке на уроке?

— Почему лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.

Результаты представлены на диаграммах в приложении 1.

Анализ диаграмм показывает, что дети не понимают значимость осанки и не задумываются о своем здоровье и красоте.

1 ученик (ведущий)

Мы должны провести просветительскую работу и дать некоторые рекомендации, чтобы учащиеся изменили свое отношение к значимости осанки для своего здоровья.

Чтобы достичь положительных результатов, необходимо заботиться о правильном положении тела учащихся с детского возраста, сидя, стоя, при ходьбе, шире использовать физические упражнения, обязательно включать специальные упражнения на осанку в содержании уроков физической культуры, в гимнастику до занятий, физкультминутки, зарядку, давать учащимся соответствующие задания на дом.

Класс заранее делится на группы, каждая группа получает задания.

Выступление групп.

1 группа.

Мы составили Правила для поддержания правильной осанки. (смотри приложение 2).

Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется, выше. А вот высокий, но сутулый — ниже.

Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

2 группа.

Предлагаем ребятам памятку, которую они должны будут обязательно показать своим родителям. (смотри

приложение 2).

3 группа.

Мы составили комплекс физических упражнений, который рекомендовали учителям физкультуры, чтобы они обязательно делали с учащимися на уроках. (смотри приложение 2).

4 группа

Демонстрация фильма

1 ученик (ведущий)

Мы просим старост классов донести до своих одноклассников информацию, прослушанную на занятии и следовать рекомендациям.

Влияние осанки на здоровье человека

Неправильная осанка вызывает патологии не только непосредственно позвоночника, а также всех внутренних органов.

Правильная осанка – что это?

Осанкой называют такое положение тела, когда человек стоит прямо, не напрягаясь, не прикладывая при этом никаких усилий, чтобы удержать привычную позу. Если осанка правильная, то голова находится на одной вертикали с туловищем, грудь выдвинута немного вперед, плечи немного опущены и слегка развернуты кзади, живот подтянут. Когда осанка правильная, то в любом положении тела нагрузка равномерно распределена по мышцам и суставам.

Говоря о правильной осанке, надо упомянуть о положении позвоночника. В норме позвоночник имеет по два изгиба: в районе шеи и поясницы – внутрь (лордозы), в области груди и крестца – наружу (кифозы). Если посмотреть сбоку, то он по форме напоминает букву S. Такое строение поддерживает вес тела, равномерно распределяет нагрузку и обеспечивает амортизацию при любых сотрясениях, защищая внутренние органы.

Какие бывают нарушения осанки

Основа для нарушения осанки чаще всего закладывается в младшей школе, когда позвоночник у ребенка еще не окреп. Ребенок сидит за партой сгорбившись, носит тяжелый рюкзак с учебниками, мало двигается. Другие причины нарушений осанки – врожденные пороки развития, заболевания и травмы позвоночника, опухоли, инфекции.

К самым распространенным нарушениям осанки относятся:

· гиперлордозы или гиперкифозы – увеличенные по сравнению с нормой изгибы позвоночника. Это вызывает дисбаланс мышц, когда часть мышц развивается больше, а другая часть меньше;

· уплощение изгибов – так называемая плоская спина. В этом случае снижаются амортизационные свойства позвоночника и увеличивается нагрузка на межпозвонковые диски;

· сколиоз – отклонение позвоночника от вертикальной оси.

Осанка и позвоночник

Значительные нарушения осанки с течением времени приводят к заболеваниям позвоночника. Мышечный дисбаланс, возникающий вследствие патологического кифоза или лордоза, вызывает дегенеративные изменения в позвоночнике, приводящие к болям в разных его отделах. Боли в пояснице, шее, грудном отделе – все это чаще всего следствие неправильной осанки.

При прямой, без физиологических изгибов, спине позвоночник не выполняет своих амортизирующих функций, что ведет к возникновению протрузий диска и впоследствии развитию межпозвонковых грыж.

При нарушении баланса мышц суставы изнашиваются сильнее, что ведет к дегенеративным изменениям – артрозу. К тому же при неравномерном распределении нагрузки на мускулы возникает риск получить травму при физической работе, занятиях спортом.

Осанка и дыхание

Нарушенная осанка, в частности круглая спина, не дает легким при вдохе полностью расшириться и в них поступит меньше воздуха. Так называемая жизненная емкость легких зависит и от положения головы. Когда она сильно наклонена, емкость легких уменьшается на треть. А это означает, что в организм поступит недостаточно кислорода – возникнет кислородное голодание всех органов. В первую очередь это отразится на работе головного мозга, но затронет также и сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Осанка и пищеварение

Если осанка правильная, то органы, расположенные в брюшной полости, функционируют нормально. При неправильном положении тела происходит их смещение, сжатие. При искривленном позвоночнике ослабленные мышцы не поддерживают кишечник и желудок. Нарушается отток желчи, ухудшается перистальтика кишечника. Следствием становятся расстройства процессов пищеварения: запоры, изжога и даже грыжи.

Осанка и внутренние органы

Внутренние органы связаны со спинным мозгом нервными волокнами, благодаря чему они и функционируют. При нарушениях осанки, смешении позвонков, возникновении позвоночных грыж эти связи также нарушаются. Отсюда и появляются боли и расстройства в самых разных органах начиная от головных болей и заканчивая геморроем и бесплодием.

Нарушения осанки: сгорбленная спина, выпяченный живот, опущенная голова  вызывают сбои в работе всего организма, ведут к заболеваниям, расстройствам и болям. Именно поэтому правильная осанка – это необходимое условие для здоровья человека.

Нарушение осанки

Осанка – привычное положение тела непринужденно стоящего человека.

Правильная осанка характеризуется:

  1. Симметричным расположением частей тела относительно позвоночника.
  2. Одинаковым уровнем надплечий, лопаток.
  3. Равной длинной шейно-плечевых линий (от уха до плечевого сустава).
  4. Глубина треугольников талии (углубление образуемое выемкой талии и свободно опущенной рукой).
  5. Лоб и подбородок на одной вертикальной линии.
  6. Одинаковый рельеф грудной клетки и поясничной области.

Тест:

Стать спиной к стене без плинтуса так, чтобы голова, лопатки, ягодицы, икры, пятки касались стены. Расстояние от шейного и поясничного отдела до стены должно отклоняться на 2-3 пальца.

Нарушение осанки не является заболеванием. Оно связано с функциональным изменением опорно-двигательного аппарата, при котором образуются условно-рефлекторные связи, закрепляющее неправильное положение тела, в результате аналог правильной осанки утрачивается.

Причины формирования дефектов осанки:

  1. 1. Неправильная организация рабочего места.
  2. 2. Гигиенические условия (мягкая кровать, высокая подушка)
  3. 3. Условия внешней среды (постоянно стоим за станком, сидим за партой)
  4. 4. Перенесенные заболевания (рахит, туберкулез)
  5. 5. Занятия спортом (вело, хоккей, катание на самокате, игра в теннис, прыжки на одной ноге)
  6. 6. Занятия музыкой (скрипка, флейта)
  7. 7. Недостаточное развитие мышц спины, живота.

Нарушение осанки бывает 2 типов:

В сагиттальной плоскости (шейный и поясничный лордоз, грудной и крестцовый кифоз)

а) с увеличением изгибов

б) с уменьшением изгибов

С увеличением изгибов: (круглая или сутулая спина) характеризуется увеличением грудного кифоза на фоне сглаженного шейного и особенно поясничного лордоза. Кругловогнутая спина характеризуется увеличением всех изгибов. Увеличивается угол наклона таза, в результате чего поясничная область вогнута вперед, колени максимально разогнуты, мышцы живота ратянуты.

При уменьшении изгибов: (плоская спина) уменьшение всех физиологических изгибов. Грудная клетка смещена вперед, узкая, лопатки чаще крыловидные, мышцы спины расслаблены, утончены. Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза.

Во фронтальной плоскости нарушение характеризуется боковым искривлением позвоночника (сколиотической осанкой). Ассиметричное расположение тела и конечностей относительно позвоночного столба. Лопатки на разных уровнях: на стороне вогнутости – ниже.

Большое внимание в профилактике нарушения осанки уделяется средствам закаливания, таким как обтирание и обливание холодной водой, пребывание летом на воздухе с обнаженным корпусом, умеренное облучение солнцем, купание в реке, прогулки. Так же нужно бороться с вредными привычками детей: посадка при письме и чтении, ходьба сутулясь, с опущенной головой, ношение портфеля в одной руке, стояние на одной ноге, ходьба на слегка согнутых ногах.

Начальные формы нарушения осанки и деформации позвоночника требуют особого внимания. Чем раньше они выявляются, тем успешнее результат лечения.

Большое значение в борьбе с нарушением осанки имеет воспитание у детей привычки держать свое туловище не только когда они стоят, ходят, но и когда сидят за партой, за столом. Это становится возможным только при условии создания естественного мышечного корсета. Наиболее эффективным средством для общего укрепления организма и предупреждения дефектов осанки являются физические упражнения. Корректирующая гимнастика занимает одно из ведущих мест в общем комплексе консервативного лечения пороков осанки и сколиоза у детей.

Очень полезны для профилактики дефектов осанки в школьном возрасте систематические занятия плаванием, лыжами, бальными танцами. Обязательна утренняя гимнастика (зарядка).

Не следует забывать так же и о правильном питании, так как сбалансированная по содержанию кальция, фосфора, магния, белка и витаминная диета имеет важное значение для создания прочности скелета и связочно-мышечного аппарата. Достоверно установлено, что прием кальция с пищей или ежедневное потребление достаточного количества молочных продуктов способствует формированию и сохранению костной минеральной плотности.

Научитесь правильно стоять, сидеть, двигаться и переносить тяжести. Всегда выбирайте правильное положение тела.

Поднимая и перенося тяжести

Тяжелые предметы следует поднимать из положения на корточках с прямой спиной, держа руки как можно ближе к туловищу. Старайтесь не наклоняться в сторону, поднимая тяжести. Распределите вес переносимого груза на обе руки.

Сидя

Выбирайте стул или кресло с высокой спинкой. За рулем автомобиля старайтесь сидеть прямо и дальше от руля, удерживая его вытянутыми руками. Выбирайте автомобиль с жестким сиденьем, соответствующим физиологическим изгибам спины. Если Вам приходится долго стоять или сидеть, через каждый час устраивайте перерыв, делайте разминку. Это необходимо для того чтобы мышцы расслабились и пришли в нормальный тонус.

Выполняя работу

Позвоночник должен оставаться в прямом положении. Не нагибайтесь, станьте на колени или на корточки. При нарушении указанных правил развивается мышечный спазм, ограничивающий движения и вызывающий боль.

Стоя

Правильная осанка – когда живот втянут и грудная клетка выдается вперед. Стоять и ходить следует с прямой спиной, опираясь на обе стопы, равномерно распределяя вес тела между двумя ногами. Если Вам приходится долго стоять, используйте опору или время от времени перемещайте вес тела с одной ноги на другую. Избегайте ношения обуви на каблуках выше 4-5 см.

Лежа

Лежать и спать следует на достаточно жестком матраце. Позвоночник должен находиться в прямом положении. Положите небольшую подушку под шею, а при болях в поясничной области – и под колени. Во время сна в положении лежа на боку, старайтесь держать бедра и колени в согнутом положении.

Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы

Категория: Методический кабинет.

Правильная осанка и ее значение для здоровья и хорошей учебы

Введение

. Дети – это наше будущее. Мы хотим видеть их здоровыми, красивыми, умными. Эти качества определяются, главным образом, правильной организацией двигательного режима ребенка, начиная с самого раннего возраста. Характерной особенностью детского организма является его бурный неравномерный рост и значительные изменения в строении и деятельности организма в разные периоды развития. Неправильно организованный или недостаточно активный двигательный режим жизни приводит к выраженным функциональным нарушениям различных систем организма. При этом снижается общая сопротивляемость детей к простуде, ухудшается работоспособность и восстановление возможностей организма после нагрузок различного характера, возникают нарушения в функционировании сердечно-сосудистой и нервной систем, что может привести к трудностям в развитии и самореализации. А это не мало важно, так как школьная программа становится все сложнее и требует больших физических и интеллектуальных затрат. Так же следствием недостатка двигательной активности являются нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение.

Школьные годы – это счастливая пора, полная каждодневных открытий и идеальное время для того, чтобы ребенок испортил осанку. Возможностей заработать искривление позвоночника масса: начиная с тяжёлого рюкзака, неудобной школьной парты и неправильной осанки. От того, насколько правильным останется положение позвоночника, зависит не только будущая красота, но и здоровье человека. Как пережитьдесять школьных лет и сохранить хорошую осанку?

Родители изо всех сил стараются сделать ее еще лучше: покупают удобную форму, вместительный рюкзак, красивые тетради и ручки, которыми приятно и удобно пользоваться. Но все это не спасает от главной проблемы, связанной с нарушением осанки у детей. Ведь каким бы ярким и красивым ни был портфель, набитый под завязку книгами, он является одной из основных причин искривления позвоночника.

По мнению чиновников, вес ранца учеников с первого по третий класс не должен превышать трех килограммов, школьная сумка ученика четвертого класса вместе с содержимым может быть на полкилограмма тяжелее. В действительности из 1300 ранцев, взвешенных в ходе исследования, лишь 28 процентов весили 3 кг или менее. Сумки весом более 4 кг носят с собой почти 30 процентов учеников 1-4 классов. Лишь менее 20 процентов родителей рассказали, что они каждый день следят за тем, что ребенок носит с собой в школу. При взвешивании выяснилось, что сильнее всего на вес школьных сумок влияет форма для занятий физкультурой.

Почти настолько же или даже больше вес сумок увеличивают спрятанные в них игрушки и бутылки с водой. Суммарный вес ненужных вещей в ранцах некоторых детей достигает 2 килограммов.

Рекомендуют родителям следить за содержимым и весом портфелей детей. Замечали неоднократно: чем младше ученик, тем тяжелее портфель. Как правило, маленькие ученики стараются запихнуть в портфель все учебники, игрушки, книги. Мы, безусловно говорим родителям о том, чтобы ранец не был выше плеч, не висел до уровня бедер, был с твердой спинкой, и его вес не превышал четырех килограммов.

Помните, ограничение веса школьной сумки важно именно тем, что это помогает предотвратить формирование неправильной осанки и искривление позвоночника.

Кроме того, на формирование осанки сильно влияет обыкновенная парта, точнее, то количество времени, которое школьники проводят за ней в полусогнутом состоянии. В результате до 50 % детей переходят в среднюю школу, имея нарушение осанки.

Но, несмотря на все, искривление позвоночника у детей не является процессом необратимым. Правда, исправление осанки требует постоянного неусыпного надзора родителей за тем, чтобы их чадо не сутулилось! А как быть, если большую часть дня ребенок проводит не дома? Именно для этого и был создан «Мастер осанки». Он незаметно для окружающих предупреждает при помощи вибросигнала, что положение позвоночника отклонилось от нормального. Всего за месяц регулярного ношения этого миниатюрного прибора вырабатывается постоянная привычка правильно держать спину!

Нарушение осанки у детей наносит вред здоровью всего организма в целом. Наличие искривлений в позвоночнике становится причиной неравномерного распределения нагрузки на мышцы, вследствие чего ситуация в дальнейшем только усугубляется. Кроме того, возможно смещение расположения внутренних органов, что тоже не приводит ни к чему хорошему. Вот почему очень важно следить за формированием правильной осанки у школьн«Мастер осанки» незаменим для исправления осанки школьника!

В то время, когда родители не могут проследить, чтобы их ребенок не гнулся, миниатюрный прибор прекрасно справляется с этой задачей! При этом по размеру он напоминает пятирублевую монету и не создает никакого дискомфорта при ношении. Формирование правильной осанки у ребенка перестанет быть головной болью его родителей!

А правильная осанка Вашего ребенка – залог его здорового и гармоничного развития!

Нарушения осанки. Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. При правильной осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой. И наоборот, как часто приходится встречать людей разного возраста, хоро­шо сложенных, но фигуру и общий облик которых портит су­тулая спина, плечи «коромыслом», опущенная во время ходьбы голова. Особенно обидно, когда плохая осанка развивается у девушек. Тогда их не спасут ни красивое лицо, ни модная одежда.

Формирование осанки начинается с самого раннего возра­ста и происходит на основе физиологических закономерностей развития нервной деятельности,

определяющей образование ус­ловных рефлексов двигательнойдеятельности. Этот процесс находится в прямой зависимости от рационального двигатель­ного и гигиенического режима. Поэтому в большинстве случа­ев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложе­ния, физически слабо развитых. Неправильная осанка способ­ствует развитию ранних дегенеративных изменений в межпо­звоночных дисках и создает неблагоприятные условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

Наиболее часто наблюдаются нарушения осанки во фронталь­ной плоскости, которые важно своевременно отличить от ско­лиоза.

Сколиоз в начальной стадии, как правило, характеризует­ся теми же изменениями, что и нарушение осанки во фрон­тальной плоскости. Поэтому начальные формы сколиоза неред­ко принимают за нарушение осанки или, наоборот, к наруше­нию осанки относят сколиоз I степени. Главным отличитель­ным признаком начального сколиоза является наличие торсии позвонков (скручивание позвонков вокруг вертикальной осп). Об этом свидетельствуют реберное выбухание по задней по­верхности грудной клетки и мышечный валик в поясничной области (симптомы Чаклина). Поэтому при всех случаях на­рушения правильной осанки необходима консультация специа­листа-ортопеда, который уточняет диагноз с помощью рентгено­логического обследования. Чем раньше будет выявлено нарушение осанки, тем легче его исправить.

ОСМОТР

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ОСМОТРА

Осмотр детей целесообразно проводить в утренние часы в хорошо осве­щенном и теплом помещении. Во время осмотра необходимо соблюдать неко­торые правила:

• Ребенок должен быть раздет до трусиков и разут.

• Не должно быть никаких прикоснове­ний, которые могли бы изменить привычную, непринужденную позу, в которой производит­ся осмотр.

• Ноги располагаются на ширине ступни и параллельно (для того, чтобы равномерно распределить массу тела, носки стоп на одной линии).

•Желательно, чтобы ребенок фиксиро­вал взгляд на яркой игрушке или предмете, находящемся на уровне его глаз. Это связано с тем, что дети весьма непродолжительное вре­мя поддерживают необходимую для качествен­ного осмотра позу.

• Ребенок стоит в обычной для него позе и не прилагает дополнительных

усилий для её поддержания. Стоять по стойке «Смирно» не нужно.

СХЕМА ОСМОТРА

Вначале проводится общий осмотр, при котором определяется телосло­жение ребенка, состояние его мускулатуры, наличие признаков дисплазии со­единительной ткани организма.

Осмотр проводится в следующей последовательности: спереди, сбоку, сза­ди и в наклоне вперед. Это позволяет оценить осанку во фронтальной (спереди и сзади), сагиттальной (сбоку) и горизонтальной (в наклоне вперед) плоско­стях. Кроме того, желательно провести осмотр перед большим зеркалом, с це­лью проверки способности ребенка волевым усилием изменять осанку.

ОСМОТР СПЕРЕДИ (ФРОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ)

Голова и лицо – отмечаем асимметрию черепа и лица, фиксируем, име­ются ли отклонения головы (наклоны, сгибания, разгибания, повороты вправо-влево).

Грудная клетка – отмечаем форму грудной клетки, особенно если име­ются деформации врожденного, рахитического или сколиотического происхож­дения. Форма грудной клетки может быть цилиндрической, уплощенной, боч­кообразной и т. д. Желательно также при осмотре грудной клетки определить тип дыхания – грудное, диафрагмальное или полное.

Живот – отмечаем, втянут ли он, равномерно выпуклый или выступает за уровень грудной клетки; в положении лежа можно оценить, нет ли расхож­дения прямых мышц живота.

Форма ног – отмечаем – прямые, Х-образные, О-образные.

ОСМОТР СБОКУ (САГИТТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ)

Отмечаем расположение всех частей тела сверху вниз: положение голо­вы, положение плечевого пояса, форма грудной клетки и живота, форма спи­ны, угол наклона таза, ось нижних конечностей. Особенно важно отметить вы­раженность физиологических изгибов позвоночника – (сглажены, увеличен или уменьшен лордоз или кифоз. Необходимо определить, имеется ли рекурвация (прогиб кзади) коленей, так как этот симптом является одним из проявлений гипермобильности суставов.

Принято выделять следующие виды нарушений осанки в сагиттальной плоскости:

Сутулая спина – увеличен грудной кифоз на уровне верхней трети груд­

ного отдела позвоночника (нижняя часть кифотической дуги заканчивается

на уровне 7-8 грудных позвонков) при одновременном сглаживании поясничного

лордоза, плечи сведены вперед, лопатки крыловидные. .

Круглая спина – увеличен грудной кифоз на протяжении всего грудного отдела позвоночника (нижняя часть кифотической дуги заканчивается на уров­не 12 грудного позвонка), мышцы спины растянуты, а мышцы грудной клетки спереди сокращены, поэтому плечи сведены, при этом обычно сглажен пояс­ничный лордоз.

Плоская спина – изгибы позвоночника сглажены, таз имеет более гори­зонтальную установку, угол наклона таза уменьшен, сопротивляемость позво­ночника снижена. При осмотре спина ребенка производит впечатление доски. Вследствие плохой сопротивляемости позвоночника легко образуются боко­вые искривления (сколиозы), чаще возникают компрессионные переломы по­звоночника при действии механических повреждений, а также дегенеративно-дистрофические заболевания позвоночника.

Плосковогнутая спина – грудной кифоз сглажен, а поясничный лордоз увеличен, при этом угол наклона таза также увеличен, грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены, растянуты мышцы спины, ягодиц и задней поверх­ности бедер.

Кругловогнутая спина – увеличены все физиологические изгибы позво­ночника, его сопротивляемость повышена, угол наклона таза увеличен, голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогну­ты, растянуты мышцы спины, брюшного пресса, ягодиц и задней поверхности бедер.

ОСМОТР СЗАДИ (фронтальная плоскость)

Положение головы – определяем степень наклона во фронтальной плос­кости и поворот в горизонтальной плоскости по расположению мочек ушей.

Положение плечевого пояса – оцениваем уровень надплечий, углов ло­паток, «крыловидность» лопаток, симметричность их расположения по отно­шению к центральной позвоночной оси.

Треугольники талии – отмечаем симметричность и глубину треуголь­ников талии.

Позвоночник. Положение позвоночника оцениваем по линии остистых отростков, состоянию паравертебральных мышц. Отмечаем уровень, длину и вершину дуги искривления. При осмотре области позвоночника могут быть отмечены изменения в виде пигментных или сосудистых пятен, усиленного рисунка подкожных вен, кровоизлияний, повышенной сухости кожи или ло­кального усиления роста волос.

Проведя осмотр, мы выявляем определенные симптомы нарушений осанки, которые свидетельствуют об определенной деформации.

Клинические симптомы различных типов нарушений осанки

Вид нару-

шения

осанки

Положение

головы

Положение

плечевых

линий

Положение

лопаток

Положение

остистых

отростков

Форма

грудной

клетки

Форма

живота

Положение

таза

Треугольник

талии

(контуры)

Сколио-

тическая

Наклонена

в одну из

сторон

Асиммет-

ричны (ча-

ще правая

ниже)

Асиммет-

ричны (лопатка и плечо ниже на вогнутой

стороне)

Отклоня-

ются в одну из сторон

равномерно

Асиммет-

рия в положении реберных дуг

Чаще выпячен вперед Корпус смещен в сторону по отношению к тазу Асиммет-

ричны

Круглая

спина

Наклонена

вперед, 7-й шейный позвонок резко выступа­ет

Плечи сведены вперед Симметрич

ны (нижние углы выступают сзади)

Отклоня-

ются кзади

в виде тотальной дуги

Запавшая,

кифотич-

ность груд-

ного отдела

Выпячен

Вперед

Угол наклона таза

уменьшен

Кругло-

Вогнутая спина

Наклонена

вперед

Плечи сведены вперед Плечи сведены вперед Посере-

дине

Грудные

мышцы сокращены,

мышцы спины растянуты

Выпячен

вперед, усиление пояснич-

ного лор-

доза

Угол накло-

на таза уве-

личен, яго-

дицы высту

пают

Талия не

контури-

руется

Плоская

спина

Прямо, шея

длинная

Плечи опущены Крыловид-

ное

Посередине Плоская Вытянут Угол накло-

на таза

уменьшен (до 30°),ягодицы

плоские

Обучение правильной осанке, способы ее контроля и специальные физические упражнения для ее формирования.

Условия внешней среды, а также состояние мускулатуры могут изменить правильную осанку человека. Неправильное положение тела при различных позах принимает характер нового динамического cтереотипа, и, таким образом, неправильная осанка закрепляется.

Костная ткань, в частности позвоночник, не только главный опорный механизм, но и резерв кальциевых солей, из которого организм 3получает нужные ему количества известковых солей. Поэтому важно обеспечить нормальное и правильное развитие скелета, и особенно позвоночника – сложной динамической системы, к тому же позвоночник выполняет защитную функцию для спинного мозга.

Не следует долго носить детей на руках (особенно все время на одной и той же руке), рано усаживать ребенка, преждевременно обучать его ходьбе. Не рекомендуется укладывать спать на мягком матраце, возить ребенка в мягких (типа шезлонга) колясках. Постель ребенка не должна быть чрезмерно мягкой, а подушка высокой. Длина кровати должна быть больше роста ребенка на 20 – 25 см, чтобы можно было спать с вытянутыми ногами. Для детей с нарушениями осанки жесткий матрац (волосяной, травяной или ватный) кладется на щит из досок или фанеры. Особенно портит осанку неправильная поза при игре или за столом. Надо сидеть так, чтобы иметь опору для ног, спины и рук при симметричном положении головы, плечевого пояса, туловища, рук и ног (рис. 2. 3). Высота стола на 2 – 3 см выше локтя опущенной руки ребенка. Если ноги не достают до пола, подставить под них скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под углом 90′. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, расстояние между грудью и столом 1,5 – 2 см (ребром проходит ладонь), голова немного наклонена вперед, расстояние от глаз до стола 30 см. Предплечья должны симметрично лежать на столе, книгу надо держать в наклонном положении, а тетрадь класть под углом 30″ (угол, открытый вправо,образуется краем стола и нижним краем тетради).

Ухудшают осанку привычки читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести. Нарушает ее и езда на самокате (из-за отталкивания все время одной ногой) и езда на велосипеде в согнутом положении.

Для исправления осанки мы рекомендуем примерный комплекс упражнений, которые должны сочетаться с утренней гигиенической гимнастикой, подвижными играми, систематическим закаливанием.

1. И. п. – лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить правильное положение тела, вернуться в и. п.

2. И. п. – то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленях и тазобедренных суставах.

3. И. п. – то же. Согнуть ноги, разогнуть, медленно опустить.

4. И. п. – лежа на животе. Подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить.

5. И. п. – то же. Кисти рук переводить к плечам или за голову.

б. И. п. – лежа на правом боку, правая руку под щекой, левая над собой. Удерживая тело в этом положении, приподнять и опустить левую ногу. То же, лежа на левом боку.

7. И. п. – лежа на спине, руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги вверх.

8. И. п. – лежа на спине. Перейти из положения лежа в положение сидя, сохраняя правильное положение спины.

9. И. п. – то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таз от пола. Темп медленный.

10. И. п. – лежа на животе, подбородок на руки. Отвести руки назад и приподнять ноги («Рыбка») (рис. 3).

11. И. п. – лежа на спине. «Велосипед».

12. И. п. – лежа на правом боку. Приподнять обе прямые ноги, удержать их на весу на 3 – 4 счета, медленно опустить их в и. п.

13. И. п. – то же на левом боку.

14. И. п. – сидя, ноги согнуты. Захватить пальцами ног мелкие предметы и переложить их на другое место.

15. И. п. – сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимание пяток одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.

16. И. п. – стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Перекат с пятки на носок.

17. И. п. – стоя. Полуприседания и приседания на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

18. Ходьба на носках, на наружных краях стопы.

19. И. п. – сидя на стуле. Захват ножек стула ногами изнутри и снаружи по 8 – 10 раз.

20. И. п. – сидя, колени согнуты (угол 30′). Потрясти ногами в стороны.

21. И. п. – лежа на спине. «Ножницы» – горизонтальные и вертикальные движения прямыми ногами.

22. И. п. – стоя. «Замочек» – завести одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.

23. И. п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Сделать вдох и медленно поднять таз («полумостик»), на выдохе опуститься в и. п.

24. И. п. – сидя. Катание мячей (теннисного, волейбольного) вперед, назад, по кругу, по и против часовой стрелки.

25. Катать скакалку или палку двумя ногами 3 мин.

Методические рекомендации:

Перед началом выполнения комплекса, после 12-го упражнения и после окончания упражнений – ходьба 1 – 2 мин. Дыхание произвольное, равномерное. Не сутулиться, все упражнения делать в спокойном темпе, без задержек дыхания. Каждое упражнение выполняется 4 – 5 раз, затем количество повторений постепенно увеличивается до 10 – 12 раз.

Выполнять можно не сразу все упражнения, а по 10 – 12 за занятие. Заниматься можно 3 – 4 раза в день за час до и спустя 45 – 60 мин после еды в различное время, но последний раз не позже 19 часов.

Освоив предложенные упражнения, школьники смогут выполнять их самостоятельно в виде домашних заданий или как средство разминки перед спортивной тренировкой. Не обязательно все предлагаемые упражнения включать в одно занятие. Можно чередовать их использование, комбинируя в разных сочетаниях.

Заниматься надо в хорошо проветренной комнате, а если возможно во дворе, в лесу, на берегу реки. Главное, чтобы поверхность площадки была ровной и без уклонов. Одежда должна быть легкой, удобной, не стесняющей движений (майка, трусы, купальник) . Лучше выполнять упражнения босиком или в носках. Для исправления дефектов осанки следует выполнять такие упражнения, когда в работу вовлекается одновременно несколько мышечных групп и суставов. Для предупреждения нарушений осанки в сагиттальной плоскости (склонность к сутуловатости и круглой спине) уделяйте большое внимание упражнениям, связанным с выравниванием позвоночника, с выгибанием туловища в грудном отделе позвоночника без прогиба в поясничной области.

Детям, имеющим крыловидные лопатки, а также сведенные вперед плечи, рекомендуется увеличивать количество повторений движений руками назад. Например, легкий бег вперед с попеременными круговыми движениями руками в боковой плоскости, слегка соединяя нижние углы лопаток и напрягая межлопаточные мышцы (живот не расслаблять), оказывает значительное эффективное воздействие при этих нарушениях. Для предупреждения дефектов осанки во фронтальной плоскости (при склонности к асимметричному положению плечевого пояса) очень полезны разнообразные симметричные упражнения: повороты, волнообразные движения, взмахи, общеразвивающие упражнения.

Чтобы воспитать привычку держаться прямо, с приподнятой головой, развернутыми плечами и слегка подтянутым животом, детям необходимо в течение дня многократно повторять упражнения на ощущение правильной осанки. Для проверки осанки рекомендуется встать спиной к стене и прижаться к ней затылком, ягодицами и пятками. Приняв это положение, отойти от стены и походить по комнате, наблюдая за собой в зеркало. Выполняя корригирующие упражнения, можно научиться свободно владеть своим телом и красиво держаться.

В заключение хочется сказать, что формирование правильной осанки является одной из конкретных задач физического воспитания в начальной школе, поэтому в программу по физической культуре включены специальные упражнения на осанку. Упражнения для формирования осанки включаются в комплексы утренней гимнастики, гимнастики до уроков, физкультурных минуток, физкультурных пауз во время приготовления уроков, а также в уроки физической культуры.

Список литературы:

1. Коваленко В. И. «Поурочные разработки по физкультуре» 2003г.

2. Блудилина М. С. «Физкультура в школе» 2002г.

3. Интернет – источник . macterosanki. ru/page/Detyam/

4. Интернет – источник http://www. cportfamily. ru/doshkolnik/osanka.

Метки: Методический кабинет

12 эффективных упражнений для красивой осанки :: Здоровье :: РБК Стиль

© Laura Marques/Unsplash

Автор Ульяна Смирнова

04 октября 2021

Ровный позвоночник способен сохранить статную фигуру и здоровье на долгие годы. Подобрали комплекс упражнений, которые снимут мышечное напряжение, избавят от боли в спине и вернут красивую осанку.

Эти упражнения не потребуют дополнительного оборудования и не отнимут много времени. Чтобы получить быстрый результат, старайтесь выполнять их ежедневно. Если у вас есть серьезные нарушения осанки, перед началом занятий рекомендуем проконсультироваться с врачом.

Почему важна хорошая осанка

Правильная осанка — это не только красота, но и общее физическое здоровье. Она снижает нагрузку на суставы, мышцы и позвоночник и предохраняет их от травм. Кроме того, по словам врачей [1], ровная осанка позволяет эффективнее использовать мускулатуру, а также улучшает настроение и работоспособность.

Чтобы научиться поддерживать минимальный прогиб в пояснице, потребуется время и целенаправленные усилия: переучить мозг — непростая задача. Если вы годами привыкли сохранять одно и то же положение, мозг воспринимает его как естественное и комфортное. Кроме того, к правильной позе может быть не готово тело: для красивой осанки нужен развитый мышечный корсет. Начните укреплять спину с помощью этих простых упражнений. Вы удивитесь, насколько можно улучшить качество жизни, всего лишь распрямив плечи и грудную клетку. 

Упражнение №1. «Кошачьи потягивания»

Встаньте на четвереньки. Ваши ладони должны находиться строго под плечами, а локти оставаться прямыми на протяжении всего упражнения. На вдохе расслабьте живот, поднимите взгляд вверх и аккуратно прогните позвоночник. Представьте, будто пытаетесь дотянуться копчиком до затылка. На выдохе наклоните подбородок к груди, напрягите пресс и максимально округлите спину. Со стороны эти движения напоминают кошачьи потягивания после сна. Выполните 6–10 повторений. Такое упражнение мягко вытягивает позвоночник, укрепляет мышцы пресса, улучшает кровообращение, а также помогает снять напряжение в туловище, плечах и шее.

Упражнение №2. Попеременное вытягивание рук и ног

Стоя в той же позиции, вытяните одновременно правую руку и левую ногу. Старайтесь поднять их как можно выше. Старайтесь не опираться на правое бедро для сохранения равновесия. Вместо этого задействуйте брюшные мышцы — втяните живот и напрягите пресс. Задержитесь в этой позиции на 10–20 секунд, затем вернитесь в исходное положение. Проделайте то же самое с левой рукой и правой ногой. Повторите упражнение 10 раз на каждую сторону. Оно хорошо укрепляет мышцы спины, рук, ног и ягодиц. В свою очередь, развитые мышцы пресса и спины помогают стабилизировать позвоночник и легче поддерживать осанку.

Упражнение №3. Глубокий выпад вперед

Встаньте на колени и сделайте глубокий выпад вперед правой ногой. Переднее колено должно быть согнуто под прямым углом. Дышите расслабленно и спокойно. Теперь поднимите руки над головой и сцепите их в замок. Следите, чтобы спина при этом оставалась ровной, а плечи находились строго над бедрами. Тяните руки вверх до тех пор, пока не почувствуете напряжение в плечевых мышцах. Задержитесь в этом положении, мысленно сосчитав до десяти, после чего вернитесь на колени и повторите упражнение с выпадом на правую ногу. Выполните упражнение 5–10 раз на каждую сторону.

Упражнение №4.

«Карандаш» между лопаток

Это упражнение расслабляет мышцы плечевого пояса, помогает быстро снять боль в позвоночнике и растягивает мышцы груди. Встаньте ровно, поставьте ноги немного шире плеч и вытяните руки в стороны. Затем согните руки в локтях под прямым углом ладонями вперед, как можно сильнее отведите плечи назад и соедините лопатки. Представьте, что между ними зажат карандаш, который не должен упасть. Теперь добавьте плавные наклоны из стороны в сторону. Продолжайте выполнять упражнение 20–30 секунд. Важно следить, чтобы плечи были максимально опущены вниз.

Упражнение №5. Отдых на йога-блоке

Лягте на пол, положите голову на йога-блок (в форме кирпича) или стопку книг высотой 6–9 см. Если подбородок наклоняется к груди, попробуйте убрать одну книгу. Голова должна лежать ровно. Также подойдет валик или свернутое плотное одеяло. Расставьте ноги чуть шире бедер и слегка согните колени. Локти положите на пол, кисти — на живот. Сохраняйте положение 15–20 минут. При этом постарайтесь расслабиться и почувствовать позвоночник, дышите ровно и глубоко. Когда вы снова встанете, поддерживать ровную осанку будет проще. Этот способ позволяет эффективно расслабить мышцы спины и восстановить естественную кривизну позвоночника.

Упражнение №6. Эффект «второго подбородка»

Это упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя на рабочем месте. Оно помогает восстановить правильное положение головы и укрепляет мышцы шеи. Опустите плечи вниз и назад. Глядя перед собой, положите средний и указательный пальцы на подбородок. Теперь слегка надавите на него и отведите голову назад в горизонтальной плоскости. Запрокидывать голову наверх не нужно. При этом получится эффект «второго подбородка». Чем больше складок на коже образуется — тем лучше будет результат. Задержитесь в этом положении на 3–5 секунд, после чего вернитесь в исходное положение. Повторите упражнение 10–15 раз.

Упражнение №7. «Сундук» с полотенцем

Поставьте ноги на ширину плеч или немного шире. Через низ заведите руки за спину и переплетите пальцы. Если не получается дотянуться, можно использовать небольшое полотенце. Возьмитесь за свободные концы и туго натяните его обеими руками. Голова, шея и позвоночник при этом должны находиться на одной линии. На вдохе поднимите грудь к потолку, а руками начните тянуться к полу. Сделайте пять глубоких вдохов и выдохов, затем опустите руки и сделайте небольшой перерыв. Повторите упражнение не менее 10 раз. Оно поможет снять закрепощение в грудном отделе, которое возникает из-за сидячего образа жизни.

Упражнение №8. Классическая планка

Укрепить мышечный корсет и скорректировать осанку хорошо помогает планка на локтях. Согните локти под прямым углом и перенесите вес тела на предплечья. Ноги при этом опираются на носки, а корпус находится на весу. Дышите ровно и следите за тем, чтобы спина оставалась ровной, живот и колени были напряжены, а таз не «уходил» вверх или вниз. Все тело должно образовывать одну прямую линию, параллельную полу. Новичкам рекомендуется начать с 20 секунд утренней планки. В дальнейшем время выполнения можно увеличить до 5 минут. Кроме классической, для осанки полезна боковая планка на прямых руках.

Упражнение №9. Наклон с опорой на стену

Это упражнение полезно для раскрытия плечевых суставов, которые устают и становятся жесткими из-за долгой работы за компьютером. Встаньте на расстоянии двух шагов от стены, расположите ноги на ширине бедер. Теперь наклонитесь вперед, упритесь ладонями в стену и растяните спину, почувствуйте натяжение мышц. Старайтесь наклоняться как можно ниже, чтобы лучше растянуть плечи. При этом важно сохранять ноги и спину прямыми — тело должно образовывать угол 90 градусов. Задержитесь в этом положении на 40–60 секунд. Выполнять упражнение можно как в статичном варианте, так и слегка покачиваться, углубляя растяжку.