Понятие воли, и ее значение в жизни человека. — Студопедия.Нет
Воля — это свойство человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути, достижения сознательно поставленной цели.
Все волевые действия целенаправленны. Чтобы действовать не хаотически, не от случая к случаю, а организованно, то есть волевым образом, люди учитывают особенности своей деятельности и условия, в которых им приходится действовать. При этом они их оценивают и в одних случаях к ним приспосабливаются, в 2 – изменяют их, в 3 – создают новые.
Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Для волевого акта характерно наличие продуманного плана осуществления каких-либо действий.
Волевой акт характеризует усиленное внимание к действию и отсутствие непосредственного эмоционального удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения.
Воля является действенной стороной сознания человека, то есть таким его качеством, благодаря которому психическая деятельность влияет на деятельность практическую. Под влиянием волевых процессов человек может приложить усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Человек благодаря воле может удержаться от совершения каких-то действий или поступков, замедлить или остановить их, если они начались, или направить по другому руслу. Это очень важное и сложное свойство личности.
Если человек может мобилизовать свои физические и моральные силы на борьбу с трудностями, то он обладает высокоразвитой, сильной волей.
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли, изучение волевых действий ведет к правильному пониманию воли в целом и успешному решению задач ее воспитания.
Понятие волевого усилия и волевого качества, их виды.
ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ — сознательно совершаемое усилие, являющееся толчком (импульсом) к выбору цели, к концентрации внимания на объекте, исполнению принятого решения, к началу или остановке движения и т. п.
Волевое усилие может иметь различную степень выраженности как по интенсивности, так и по длительности. Эта степень и характеризует проявляемую тем или иным человеком «силу воли».
Свойства: 1.лабильность
2. направленность, в связи с чем различают функции, активации и торможения (запуск и остановку при наличии внешнего и внутреннего сопротивления, усиление и ослабление, ускорение и замедление). В различных ситуациях человек использует разные характеристики волевого усилия в разной степени: в одном случае прилагает максимум волевого усилия однократно, в другом — сохраняет волевое усилие определенной интенсивности длительное время, в третьем — тормозит реакции.
Виды волевых усилий.
Волевые качества личности.
Мы то испытываем упадок, ослабление воли, то мобилизуем свои усилия и проявляем упорство, силу. Какие-то формы поведения со временем становятся привычными и переходят в качества характера. К ним относятся: — целеустремленность, — настойчивость, — терпеливость, — выдержанность, — самообладание, — решительность, — исполнительность, — дисциплинированность,
Воля и ее значение в жизни человека (стр. 1 из 4)
Министерство образования и науки Украины Национальный аэрокосмический университет им Н. Е. Жуковского «ХАИ» Кафедра психологии Реферат По курсу: «Основы педагогики и психологии» На тему: «Воля и ее значение в жизни человека» Выполнил:студент 335 группыПавлюченко А. Н.Проверил:преподавательЕвлахова Л. И. Харьков 2004 Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать,человек не спешит выполнить его. Многие из нас, проснувшись утром и понимая,что надо вставать, не сразу делают это и нежатся в постели хоть несколькоминут. Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего непредпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения дажеостро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями,придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степеньюинтенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда пристолкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другиедействуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностьюпсихики как воля.Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения идеятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудностипри совершении целенаправленных действий и поступков.Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляциянашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия длянормальной жизни.Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующейдеятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленноедействие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощьюволевых усилий.На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли,энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать какпервичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяютповедение, которое характеризуется всеми или большинством описанных вышесвойств.Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание,уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколькопозже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единствес характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и какхарактерологические. Назовем эти качества вторичными.Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека,связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями. Это —ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность. Кэтой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те вкоторых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду:деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируютсятолько к подростковому возрасту.По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли являетсяусиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляциидействий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения кдействию является сознательное изменение смысла действия выполняющим егочеловеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется приопределенных, преднамеренных умственных усилиях.Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на путиосуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой актсвязан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать,осмыслить суть возникшей проблемы.Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком передсобой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопросасвидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия,хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действиефактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процессосуществления деятельности.Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времениудерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек,поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляциипрактически всех основных психических функций: ощущений, восприятия,воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательныхпроцессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевогоконтроля над ними.Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости,с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимостьпридать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли врегуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл,повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бываетнайти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатойдеятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается спроцессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явитьсянаучение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные сучением.Энергия и источник волевых действий всегда так или иначе связаны сактуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придаетсознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевыедействия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны ссознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ееосуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов еевыполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроляисполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный моментосуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательноотказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие иреализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборедействия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычногоспособа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, истарается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроляисполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себятщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил ижелания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевойрегуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевогоконтроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала идо конца.Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация,связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует водин и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание имышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищутдополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений болеесильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологическиэто означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности свысшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздобольшего значения, чем они имели вначале.При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, междуэтими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения.СЛ.Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникаеттогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, можеттак или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться надсвоими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… каксубъекта… который… возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбормежду ними».РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКАРазвитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в несколькихнаправлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психическихпроцессов в произвольные, с другой — обретение человека» контроля над своимповедением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессыонтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладеваетречью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической иповеденческой саморегуляции.Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепленияпроисходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесси механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутрипознавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевойрегуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса. В поведенческомаспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельныхчастей тела, а впоследствии — планирования и управления сложными комплексамидвижений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. Вобласти формирования волевых качеств личности развитие воли можно представитькак движение от первичных к вторичным и далее — к третичным волевымкачествам.Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человексознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует всеболее отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий втечение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковомвозрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности,к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременноон может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижнымвидом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого родаспособности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшиеизвестными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей,не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышеннойработоспособности и воли.Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением ихмотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности болеевысоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов,управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственнуюсторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли удетей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становитсясознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершаетсяна базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступеньзанимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворениечеловеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельностиможет служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшиминравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленнаяна пользу людям.Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общиминтеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностнойрефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общегопсихологического развития практически невозможно. В противном случае вместоволи и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качествмогут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениямвыполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой,специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивныепредметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка,способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий.Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевыхкачеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают ещеодну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последниегоды дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе,наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательныхпроцессов.Использованная литература:1. Р. С. Немов «Психология» Москва-Владос
Психология спорта. Волевая регуляция
Значение воли в организации деятельности и общения человека — Мегаобучалка
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как:
² сила воли;
² энергичность;
² настойчивость;
² выдержка и др.
Их можно рассматривать как
Волевого человека отличают:
² решительность;
² смелость;
² самообладание;
² уверенность в себе.
Такие качества развиваются обычно несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.
Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями:
² ответственность;
² дисциплинированность;
² принципиальность;
² обязательность.
К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.
Главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.
Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.
Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.
Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.
Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.
Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.
Мотивация
Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них — теория каузальной атрибуции.
Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные – внутренними факторами.
Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.
Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.
Мотив избегания неудачи – относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.
Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.
Интернальный (внутренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе.
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей.
Уровень притязаний (в нашем случае) – желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.
Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.
Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми.
Мотив власти – стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.
Альтруизм – стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод – эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп.
Агрессивность – стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.
Значение воли в организации деятельности и общения человека
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как: сила воли; энергичность; настойчивость; выдержка.
Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.
Волевого человека отличают: решительность; смелость; самообладание; уверенность в себе.
Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Эти качества вторичные.
Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями: ответственность; дисциплинированность; принципиальность; обязательность.
К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.
По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.
Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.
Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.
Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.
Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.
Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Значение воли в жизни человека, в организации и регуляции его деятельности и общения.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
Человек, который способен контролировать, координировать и направлять свое поведение, обладает мощнейшим оружием самоконтроля, которое дано человечеству. И это оружие называется волей. Воля – очень строгое и категоричное свойство. Она предполагает самоограничение, отказ от желаний, влечений в пользу других, более значимых и весомых целей. Человек с волевым характером должен иметь в своем арсенале продуманный план действий. Волевой человек отличается решительностью, смелостью, самоконтролем, принципиальностью, часто – категоричностью, ответственностью, уверенностью в своих возможностях. Волевой человек – это, прежде всего, человек сильный и уравновешенный, точно знающий чего он хочет от жизни и как этого добиться. Такой человек не только всегда четко расставляет для себя жизненные приоритеты и принципы, но и неукоснительно следует им на протяжении всей жизни.
Интересная особенность воли состоит в том, что она способна повышать внимание и побуждать человека к такому действию, которое ему не интересно в принципе, и плюс ко всему не вызывает никакого удовольствия для данного субъекта. Результат и сам процесс волевого действия не вызывает так же и эмоционального удовлетворения, но зато вызывает удовлетворение моральное, от того, что человек все-таки сумел перебороть себя или плохо поддающиеся контролю обстоятельства.
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
Главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий.
Литература:
Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 256 с.
Абрахам Маслоу. Мотивация и личность = Motivation and Personality / Пер. А. М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.
http://psyera.ru/4459/rasstroystva-vnimaniya
Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 2003. – 344 с.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 2009. – 248 с.
http://www.nuru.ru/socio/037.htm
http://www.nuru.ru/socio/036.htm
Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология: Учебное пособие. — Ростов-н/Д.: Феникс, 2002. — 352 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
Аверченко Л.К., Залесов Г.М. Психология управления. М.: Инфра, 2000.
Роль волевых процессов в формировании личности
Воля является одним из важнейших качеств личности человека. C самого детства родители, а потом учителя, стремятся воспитать это качество у ребенка. Наличие у человека воли делает его свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Воля позволяет ставить цели и добиваться их.
В современной психологии существует множество значений понятия воля. В целом, большинство современных психологов, трактуют понятие воля, как способность человека достигать сознательно поставленную цель, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
На практике очень часто проявление воли связано со способностью противостоять потребности самосохранения и поддержания целостности человеческого организма. Это подтверждает героическое поведение людей в экстремальных условиях с реальной угрозой для жизни.
Ключевые слова: воля, волевые процессы, личность, формирование личности, целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, выдержка, мужество, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность, волевые качества.
The will is one of the most important qualities of the identity of the person. Since the childhood parents, and then teachers, seek to cultivate this quality at the child. Existence at the person of will does it by free and conscious subject of own activity. The will allows to set the purposes and to achieve them.
In modern psychology there is a set of values of concept will. In general, most of modern psychologists, treat concept will as ability of the person to achieve consciously a goal, overcoming thus external and internal obstacles.
In practice very often manifestation of will is connected with ability to resist to requirement of self-preservation and maintenance of integrity of a human body. It confirms heroic behavior of people in extreme conditions with real threat for life.
Keywords:will, strong-willed processes, personality, formation of the personality, commitment, determination, courage, persistence, endurance, courage, initiative, independence, discipline, strong-willed qualities.
В современном обществе, где отсутствуют единые эталоны и стандарты деятельности и поведения человека, существует большое количество способов и подходов к анализу и оценке ситуаций, к выбору альтернативных решений, резко увеличивается роль индивидуального выбора. Социальная ситуация современного общества ставит нас перед необходимостью привлечения во все виды деятельности большего количества активных волевых личностей, умеющих организовывать свою работу и себя, способных проявлять инициативу, демонстрировать лидерские качества и самостоятельно преодолевать трудности. Особенности сложившихся общественных отношений определяют потребность в новых, неординарных и нередко комплексных и сложных решениях. Перед человеком встают особые задачи по развитию его личностного потенциала.
Как отмечает, Президент страны Ислам Каримов: “Человек с исторической памятью — это человек с сильной волей. Повторяю: человек с сильной волей. Каждого члена общества, независимо от того, кем он является, если будет хорошо знать своё прошлое, нельзя сбить с пути, на него не подействуют различные догмы. Уроки истории учат человека бдительности, укрепляют его волю.” [1]
Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение поставленной цели. Осознавая необходимость действовать и принимать решения, человек далеко не всегда переходит к его действенной реализации. Как объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже сильных и эмоционально переживаемых интересов, а предпочитают оставаться в стороне, являясь лишь наблюдателями. А другие, наоборот, действуют с удвоенной энергией. Как удается больному и ослабленному человеку, у которого болят суставы и каждое лишнее движение вызывает сильную боль заставить себя встать с кровати, с трудом взять в руку стакан с водой, поднести его ко рту, наклонить стакан, сделать движение ртом, т. е. выполнить целый ряд действий, объединенных одной целью — утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек, поднявшись с кровати, пьет воду. Эти явления часто связывают с проявлениями воли, а усилия для проявления действий часто называют волевой регуляцией.
Воля − это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [5].
Воля как сознательная организация и саморегуляции деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, — это, прежде всего, контроль над собой, над своими чувствами и действиями. Общеизвестно, что у разных людей этот контроль обладает разной степенью выраженности. Сознание фиксирует многочисленный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризуемых на одном конце как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели; при этом обнаруживает такие волевые качества, как мужество, смелость, выносливость, настойчивость и другие. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, терпеливости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.
К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.
Целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.
Решительность — волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству — нерешительность — может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения [3].
Смелость — это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека — это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.
Настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли — упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.
Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество — импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.
Мужество − это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.
Инициативность — это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.
Самостоятельность — волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.
Дисциплинированность — это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.
Волевые качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей. Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример руководителя и требования коллектива [4].
Таким образом, поскольку различные волевые качества связаны с моральным компонентом воли, это открывает большие перспективы в воспитании человека и развитии у него мотивационно — волевой сферы. Однако в этих качествах проявляется не только моральный компонент, но и генетический: волевые качества тесно связаны с типологическими особенностями свойств нервной системы. Поэтому страх и неспособность человека владеть собой при его возникновении, а также неспособность принимать быстрое решение, долго терпеть усталость и т. п. могут иметь врожденную основу. Но это не означает, что волевые качества развивать бесполезно. Однако в отношении некоторых волевых качеств, в существенной мере зависимых от врожденных особенностей человека, нужно избегать и излишнего оптимизма и стандартных подходов в их развитии. Нужно знать, что на пути развития волевых качеств можно столкнуться со значительными трудностями, поэтому от воспитателей, тренеров, родителей требуются чуткость (нельзя, например, боязливому приклеивать ярлык «трус»), терпеливость и педагогическая мудрость.
Развитие воли у человека связано с такими действиями как:
— преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
— приобретение человеком контроля над своим поведением;
— выработка волевых качеств личности;
— а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.
Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.
Литература:
- Каримов И. А. Юксак маънавият — енгилмас куч. − T.: Маънавият, 2008.
- Ильин Е. П. Психология воли − СПб.: Издательство “Питер”, 2000
- Леонтьев А. И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. − М., 1984.
- Леонтьев А. И. Психология воли. Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1993. № 2, с. 3–14.
- Маклаков А. Г. Общая психология. − СПб.: Питер, 2001, с. 592
- Якобсон П. М. Воля. Общая психология: Учебник для пед.институтов. /Под ред.А. В. Петровского. М.: Просвещение,1977. — С.389–404.
Основные термины (генерируются автоматически): волевое свойство личности, поставленная цель, качество, действие, воля, способность человека, достижение цели, проявление воли, современное общество, черта характера.
Значение воли в организации деятельности и общения человека
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий. На личностном уровне воля проявляетсяв таких свойствах, как:
сила воли;
энергичность;
настойчивость;
выдержка и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Их можно рассматривать как первичные, илибазовые, волевые качестваличности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Волевого человека отличают:
решительность;
смелость;
самообладание;
уверенность в себе. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными. Наконец, есть еще третья группа качеств, которые, отражая волю человека, связаны вместе с тем с его морально-ценностными ориентациями:
ответственность;
дисциплинированность;
принципиальность;
обязательность. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
К этой же группе, обозначаемой как третичные качества, можно отнести те, в которых одновременно выступают воля человека и его отношение к труду: деловитость, инициативность. Такие качества личности обычно формируются только к подростковому возрасту.(См. дополнительный иллюстративный материал.)По мнению В.А.Иванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях. Волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы. Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: «Что случилось?» Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности. Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними. Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением. Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей. Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца. Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале. При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: «Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними»8.
Проблемы для обсуждения: 1. Основные признаки воли как психологического явления. 2. Значение воли в организации деятельности и общения человека. 3. Связь волевой регуляции поведения с борьбой мотивов, потребностями и целями человека.